Медовый спас в 2023 году – когда (какого числа) отмечают
В православной церкви есть «вкусные» праздники, называемые Спасы. Что это такое? Это сокращенная форма слова «Спаситель», а именно – Иисус Христос. Христиане отмечают 3 прекрасных летних праздника, посвященных Спасителю мира: Медовый Спас, Яблочный и Ореховый Спас. Все они так или иначе связаны с Господом Иисусом Христом, прославляют и напоминают о необходимости веры в Него.
Спасы отмечают именно летом, когда все цветет и благоухает, когда природа щедро предлагает свои сладкие райские плоды. Невозможно представить Царство Божие в зимние холода, лютые морозы, когда темно и беспросветно. В такие месяцы празднуют Рождество, ведь человечество тогда духовно умерло, как и деревья. Весной отмечают Пасху – символ пробуждения и возрождения надежды. Ну а лето – торжество жизни, даров и любви. В 2023 году Медовый Спас отмечают 14 августа, Яблочный – 19 августа, Ореховый – 29 августа.
История православного праздника Медовый Спас
Последний летний месяц полон радостными событиями, радует изобилием, которое дарит природа. В лесах появились грибы, орехи, в садах – яблоки и вишня, на грядках – разнообразные свежие овощи, а в ульях – янтарный мед. Нельзя быть грустным и нерадостным в этот благодатный месяц. Даже двухнедельный Успенский пост не кажется строгим голодным временем, ведь можно питаться очень вкусными и сытными дарами лета.
Первый из Спасов имеет большое значение для верующих. Именно он открывает летний Успенский Пост и предваряет Успение Пречистой Владычицы Богородицы (15 августа) – большое торжество.
Верующие считают, что мед, собранный в этот день, наделен исцеляющей силой и является чуть ли не чудотворным.
У Спаса есть и другие названия – Спас на воде, Мокрый, Маковей.
Последнее название – Маковей – отсылает нас к глубокой древности. Тогда было гонение на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох Эпифан до смерти замучил целую семью Макковеев – мать Соломию и ее 7 сыновей. Он ввел в стране греческие языческие обычаи и требовал отречься от веры, но семья стоически терпела пытки. В результате все браться умерли от мук, кроме самого младшего и матери. Антиох сулил им богатства и власть, если отрекутся от христианства, но они наотрез отказались поклоняться языческим богам, а юноша сказал, что готов терпеть все муки и принять смерть за имя Христа. Тогда царь велел казнить обоих. С тех пор в этот день объединились несколько дат, а главными героями стали мед и мак.
В Константинополе (прежнее название Стамбула) в далекие века 14 августа по улицам шел крестный ход, возглавляемый правителем города и епископами. Верующие несли Животворящий Крест Господень, которым освящали родник Спаса, протекающий за стенами Константинополя, и вообще весь город. В конце пути его вносили в храм Святой Софии, и там к святыне прикладывались все желающие.
Существует мнение, что не случайно было выбрано это время для крестного хода. В начале и середине августа в Османской империи (ныне Турции) царила страшная жара, что несло за собой вспышку инфекционных заболеваний. Прикладывание к Кресту способствовало остановлению эпидемии и излечению.
На Руси этот крестный ход назывался Изнесение Древ Животворящего Креста Господня. Торжество ввели в традицию князь Андрей Боголюбский во время празднования победы над поволжскими болгарами и император Греции Мануил, победивший в тот же день сарацинов. Чудесным совпадением в обоих случаях военных действий далеко друг от друга стало появление огненных лучей, внезапно появившихся из икон Спасителя, Святого Креста и Божией Матери, которые несли солдаты. Они покрывали благодатным светом оба войска, русское и греческое, и были видны на сотни километров.
Еще до христианства на Руси особо почитали этот день как некий переломный момент между красным летом и последующей осенью – проводились обряды освящения меда и других плодов земледелия, хлеба и воды. В начале/середине августа природа останавливает свое развитие и постепенно готовится к зимовке – птицы вырастили птенцов и собираются улетать в теплые края, пчелы собрали много душистой пыльцы и отдыхают, в растениях вызрели семена и падают на землю для следующих урожаев.
А пасечники торжественно подходят к своим ульям и бережно извлекают соты, полные целебного и драгоценного меда. Они благодарят своих пчел за многодневный труд и готовят их к зимовке.
Обычаи, обряды и приметы Медового Спаса
В давние времена пасечники верили в главную примету: не вскроешь ульи в Медовый Спас – чужие пчелы заберут весь мед себе. Суеверные крестьяне и помыслить не могли, чтобы пропустить сей знаменательный день. Рано утром они обряжались в белые чистые рубахи и шли к своим ульям, неся в руках новую деревянную посуду для сбора. Сперва они вскрывали самый полный улей, собирали мед и несли его в церковь для освящения.
Выйдя из храма, обязательно угощали медом всех встреченных прохожих, особенно ребятню и нищих на паперти. Последний контингент считался самым важным, считалось большим грехом обидеть нищего в этот день. Приговаривали, что «на первый Спас и нищий медку попробует». Остальные, в том числе дети и отроки, старались заслужить лакомство – пели частушки, водили хороводы и осыпали дарителя маковым семенами.
Жены пасечников в это время варили травяные настои, плели обереги из целебных трав – пшеницы, мяты, календулы, мака. Такие обереги охраняли дом от сглаза, лечили болезни. Углы в избах посыпали диким маком, по поверьям, он изгонял из жилища нечистую силу. Незамужние девы плели венки из таких же растений и цветов, ими украшали колодцы с чистой питьевой водой.
Интересно, что в сам колодец обязательно бросали любисток, пряное растение. По поверьям, он защищает воду от порчи и всяческой водяной нечисти.
Трапеза в день Спаса на воде
В прежние века 1 августа (по старому стилю) пасечникам разрешалось начать сбор меда, затем непременно освящать его в церкви и только потом можно было приступать к поеданию свежего янтарного лакомства. Мед воспринимался не как простая пища, а как воплощение Божьей благодати и милости к нас, грешникам. Не съеденные запасы меда разливали в стеклянные бутылки и ставили в темное место. Им лечили болезных не только физическими недугами, но и душевными.
В день праздника люди готовили множество сладких блюд на основе меда и мака – блины, пряники, пирожки, рулеты. Варили и знаменитую медовуху. Главным блюдом были блины с маком. Семена мака смешивались с маковым молочком и в этот «топинг» обмакивались горячие блинчики. Другое популярное кушанье – яблочные дольки, обмакиваемые в мед. Таким образом, все угощения были строго вегетарианскими, ведь это был также и первый день Успенского поста.
Традиции Медового Спаса
Народ веками придерживался традиций этого великого праздника. Многие дошли до наших дней, верующие и прихожане стараются их соблюдать:
- 1 августа (14-го по новому стилю) последний раз в году купаются в открытых водоемах и купают животных. В последующие дни есть вероятность простудиться или вообще утонуть, так как вода остывает и может случиться судорога. Также можно подхватить инфекцию, вода начинает цвести, в ней размножаются бактерии. Наши предки были мудрыми людьми, и это правило вполне обосновано здравым смыслом.
- Женщины могут получить отпущение личных секретных грехов у своего ангела-покровителя.
- Желательно освятить в церкви еду, которая символизирует Медовый Спас, – пряники, коврижки, а также медовые соты, соль и хлеб. В корзинку с продуктами нужно обязательно положить букетик, который называется «маковейчик». Это мята, калина, полынь, календула и подсолнух, а также коробочки мака (если их вообще возможно где-то встретить в наше время).
- Медовый Спас начинает великий Успенский пост, поэтому нужно усмирить гордыню, раздражение, злость. Нельзя ругаться, кричать, сквернословить, а также объедаться.
- Запрещено в этот день сильно шуметь, громко распевать песни – можно испугать пчел или разозлить.
Отношение восточных славян к меду – природному лакомству, которое может храниться длительное время, было не иначе как к дару Божьему, способному исцелить от многих недугов. Старославянская легенда приписывает именно медовухе факт чудесного исцеления былинного русского богатыря Ильи Муромца от паралича. И ведь правда, «сказка – ложь, да в ней намек».